Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Празднуется  15/28 августа

Богословское содержание

Восстав после Успения, Богородица первая из людей (не считая Её Воскресшего Сына) явила Воскресение из мертвых в нетленную жизнь;
– сподобившись славы Вознесения после Успения, Богородица удостоилась стать Небесной Владычицей.

Успением (дословно «засыпанием») в христианской традиции называется смерть, потому и умершие у нас называются усопшими, то есть, заснувшими. Кто-то может спросить: почему вы, православные, сделали это праздником, ведь это день смерти Девы Марии? Для нас это праздник, потому что, согласно Преданию, Господь Иисус Христос воскресил Свою Мать вскоре после Ее блаженной кончины и взял Ее на небо. Так что через это событие Господь показывает нам, что Он уже начал выполнять Свое обещание воскресить всех нас, и начал со Своей Пречистой Матери.

Воскресив Ее, Он показал, как исполняется Его воля и желание победить смерть, стереть все ее горькие последствия в роде человеческом, и это то, что Он приготовил для всех нас.

Всех нас Он воскресит так же, как воскресил Богородицу. Потому и назвали наши христианские предки смерть сном («успением»), потому что как сон временен, и после него следует пробуждение, так и смерть не навсегда, но после нее мы оживем вновь.

Так что сегодняшний праздник – это не просто воспоминание о том, что было когда-то давно, но подтверждение благой вести о том, что ожидает каждого из нас. Но чтобы после воскресения мы жили с Господом, нам нужно научиться еще здесь, на земле, жить по Его святой воле, в чем да поможет нам Пресвятая Богородица своими молитвами

Иконография праздника

Содержание икон Успения Пресвятой Богородицы, как правило, соответствует следующим иконографическим традициям.

В нижней части иконы изображаются: усопшая Богоматерь, лежащая на одре, апостолы и иные лица.

Зрительно апостолы, как правило, пишутся двумя группами — одна у изголовья Пресвятой Богородицы, а другая возле Её ног. Апостол Иоанн часто изображается припадающим к голове Божьей Матери — в знак того, что он, по слову Христа, по Его смерти принял Её как свою Матерь, а Она его как своего сына (Ин.19:26-27). На переднем плане изображается апостол Петр с кадилом. Апостол Павел может быть представлен припадающим к ногам Небесной Царицы. Также на иконах данного типа могут воспроизводиться благочестивые жены.

В центральной части Иконы — Господь Иисус Христос, принявший в Свои пречистые руки душу Своей усопшей Матери (Пс.44:10,14). Её душа изображается в образе младенца, что символизирует Её особую святость, духовно-нравственную чистоту (Песн.4:7). Это же подчеркивается тем, что руки Христа изображаются покровенными.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *