О ХРАМЕ

 

ХПреображениерам села Спас посвящен одному из главных христианских праздников — Преображению Господа нашего Иисуса Христа.” Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою…”-поет церковный хор в этот день. ”Преображение-это мечта, это надежда и это задание. Вся наша жизнь должна быть направлена на то, чтобы преображать себя и окружающий нас мир, преображать личные и семейные отношения, преображать и приукрашать лицо нашей земли и возносить, как и в этот праздник, горячую молитву о том, чтобы Господь дал нам силы обретать это преображение по его заповеди, по Его Закону. по Его Божественному указанию.

При Храме действует церковная лавка с обширным выбором православной литературы.

Приделы В настоящее время в храме один действующий предел в честь святителя Николая архиепископа Мирликийского чудотворца. Ранее было еще четыре придела, некоторые переносились и переосвящались, они описаны  разделе «История».
История Возникновение погоста Спасского можно уверенно относить к XI–XIII вв. Именно этим временем датируются древнейшие находки на территории села, среди которых следует отметить бронзовую коньковую подвеску-амулет смоленского типа, лицевую сторону энколпиона, нательный крест и шиферное пряслице. Кроме того, вблизи села находятся несколько археологических памятников. К северо-западу от него зафиксирован курганный могильник XI–XII вв., насчитывающий семь насыпей. Еще дальше на северо-запад на высоком площадке между двух оврагов расположено городище, существование которого относится к XI–XV вв. К юго-востоку от села, на правом берегу ручья Перословец выявлено селище, датированное XI–XIV вв. Всё это позволяет говорить, что уже во время своего возникновения погост Спасский выполнял функцию некого военного, экономического и сакрального центра. Говоря о причинах появления погоста, стоит обратить внимание на то, что он расположен между двумя другими древними погостами – Петропавловским и Семеновским. Все три населенных пункта расположены на Тверце приблизительно на одинаковом расстоянии: Семёновское – Спасский – 9 км; Спасский – Петропавловское – 10 км. Все они находятся на возвышенных местах в излучине реки, что позволяет хорошо просматривать реку вверх и вниз по течению от населенного пункта и быстро передавать сообщения о приближении неприятеля. Это дает возможность предположить, что изначально названные погосты помимо прочего выполняли функцию военных форпостов Торжка, контролировавших движение по Тверце на ближайших подступах к городу. Спасский погост был центром одной из губ — административно-территориальных единиц, из которых состояла Новоторжская земля. Впервые новоторжские губы упоминаются в летописях под 1373 г. Спасская губа называется в Отводном списке Новоторжских земель, отданных в 1476 г. великим князем Иваном Васильевичем архиепископу и боярам новгородским. Появление храма в погосте можно уверенно относить ко времени возникновения этого населенного пункта. Само его название происходит от посвящения церкви: «Погост, что у Спаса на Низу» буквально значит «торговое поселение у церкви Спаса, которая находится вниз от Торжка по течению Тверцы». В таком виде это название отчетливо показывает, что само поселение возникло в связи со строительством в определенном месте на реке храма, в честь Преображения Господня. Это позволяет связать возникновение Спасского погоста с христианизацией Новоторжской земли и шире – Верхневолжья. В Писцовых книгах 1626/1627 г. в погосте Спасском упоминаются две деревянные церкви: в честь Преображения Господня (теплая) и в честь Успения Пресвятой Богородицы. Документы Тверской духовной консистории 1700 г. называют в Преображенской церкви престол в честь Николая Чудотворца, а 1761 г. в Успенской церкви –– в честь св. прп. Александра Свирского. Упоминание этого престола связано с перестройкой Успенского храма в камне. В 1785 г. из обветшавшей деревянной Преображенской церкви в каменную Успенскую был перенесен престол в честь св. Николая Чудотворца, а в мае 1793 г. по инициативе прихожан и священников Якова Михайлова, Михаила Тимофеева и Василия Иванова с благословения архиепископа Тверского и Кашинского Иринея началась фундаментальная перестройка Успенской церкви, которая привела к возведению в 1804 г. нового храма. В нем были освящены 4 престола: в летней, холодной части – в честь Преображения Господня (главный, центральный) и два по краям – в честь Успения Пресвятой Богородицы (южный) и св. Александра Свирского (северный); в теплой, зимней части, в ее северном углу – в честь св. Николая Чудотворца. В строительстве церкви активное участие принимали дворянки Екатерина Ивановна Перская и ее младшая сестра Пелагея Ивановна княжна Волкнская, проживавшая в деревне Измайлово. Церковь постройки 1804 г. является основой современного здания, последующие этапы созидания храма связаны с ее расширением и частичными перестройками. В 1848 г. был значительно расширен притвор, при этом престол св. Николая был перемещен в центре, под входной аркой в холодную церковь, был создан новый иконостас, к колокольне пристроена паперть с выходами на две стороны. В 1851–53 гг. церковь была обнесена каменной оградой с четырьмя башенками. В 1856 г. вдоль западной стены холодной части храма были построены обширные хоры, сделан новый большой иконостас, стены украшены росписями, престол в честь Александра Свирского был КуполВнутрипереосвящен в честь св. Параскевы Пятницы. В 1859 г. был надстроен еще один ярус колокольни, которую увенчал высокий винтообразный шпиль. В 1872 г. в результате значительной перестройки обеих частей храма, его площадь увеличилась почти вдвое, и он принял свой современный облик. В 1877–78 гг. в теплой церкви был устроен новый иконостас и расширен алтарь; освящение было совершено в 1879 г. протоиереем новоторжского Спасо-Преображенского собора Платоном Серафимовичем Бравчинским.   В 1887 г. в холодной церкви были устроены новые полы, престол св. Параскевы из-за тесноты был упразднен. В 1888 г. в южной стороне теплой церкви был устроен престол в честь св. вмч. Пантелеимона и свв. вмцц. Варвары и Параскевы. В 1889 г. в южной пристройке холодной церкви был устроен новый иконостас работы московского художника Астафьева, а в следующем году аналогичный иконостас был сооружен в северной пристройке. В 1891 г. было расширено церковное кладбище и отремонтирована церковная ограда с башенками. Все работы по благоустройству храма с 1848 г. проходили благодаря попечительству местного дворянина Евгения Сергеевича Карамышева, а после его смерти в 1877 г. – его жены Елизаветы Васильевны, до 1900-х годов выделявшей средства на содержание притча и профессионального хора. Оба супруга погребены в каменных склепах в южной пристройке холодной церкви. Таким образом, к 1901 г. в храме было 4 престола: два в холодной – в честь Преображения господня (средний), в честь Успения пресв. Богородицы (южный) и 2 в теплой – свт. Николая (средний) и в честь свв. вмч. Пантелеимона, вмцц. Варвары и Параскевы (южный). В приход церкви в 1901 г. входили: погост Спасский, деревни Бубеньево, Миронежье, Марьино, Можайцево, Владычня, Клоково, Коноплище, Бережок, Андрианово, Савинское, Бродниково, Измайлово, Терешкино, Домославль, Старо-Беркаево, Ново-Беркаево, Карамыслово, Андреянцево, Тетерлево, Жданово, Колесные Горки, Паника, Гальково, Кляково, Сафониха, Внуково, Погорелово, Свининкино, Любини. Всего: 629 дворов, 2731 муж. 3039 жен. В восьми деревнях были часовни: Марьино – Преображения Господня, 1854 г., каменная; Тетерлево – свт. Николая, 1833, деревянная; Бубеньево – свт. Николая, деревянная; Терешково – прп. Ефрема Новоторжского, деревянная; Миронежье – св. мчц. Параскевы, деревянная; Измайлово – иконы Божьей Матери «Знамение», деревянная; Можайцево – свт. Николая, деревянная; Владычня – свт. Николая, деревянная. Причт: Протоиерей Василий Александрович Невский, 62 года, служит с 1862 г., законоучитель в 2-х классном сельском училище, сан протоиерея с __________________________________ Позднышева Н. И. Церковная летопись погоста Спасского // Новоторжский сборник. Вып. 1. Торжок, 2004. С. 137–138; Храмы Новоторжской земли. Церковно-краеведческие очерки. Тверь, 2010. С. 70–71. 1899 г. Священник Александр Александрович Косухин, 37 лет, священник с 1891 г., законоучитель в церковно-приходской школе, в 1900 г. награжден скуфьей. Диакон Федор Васильевич Сперанский, 41 год, служит с 1879 г., учитель в церковно-приходской школе. Псаломщик Александр Иванович Богородский, 47 лет, в должности с 1885 г. После того, как часовня в Марьино была в 1902 г. была обращена в церковь, в ее приход из Спасского прихода были переданы дд. Андрианово, Карамыслово, Тетерлево, Жданово, Колесные Горки. В 1915 г. в приходе Спасо-Преображенской церкви проживали 2475 человек мужского и 2635 женского пола. В храме служили: священники Александр Косухин (52 года) и Александр Метлин (26 лет), диакон Федор Сперанский (55 лет), псаломщики Александр Богородский (59 лет) и Николай Любимов (28 лет). Поэтапность возведения храма отразилась на его облике, вобравшем черты нескольких архитектурных стилей. Вместе с тем все здание представляет собой совершенно органичное целое, гармонично вписанное в окружающий ландшафт. Оно сохраняет главные структурные особенности архитектуры православных храмов. Особый интерес представляет ориентация церкви на точку восхода солнца в самый длительный световой день – 22 июня. В этот день восход светила виден через центральное окно алтаря с амвона святилища, лучи солнца освещают расположенную над хорами фреску, изображающую Христа в окружении детей. В этот же день заход солнца наблюдается через северные ворота. В самый короткий световой день – 22 декабря – восход солнца виден в южные врата храма, а его заход можно наблюдать из центрального придела через западные ворота и окно паперти. В основе такой ориентации храма лежит символическое понимание солнечного света как видимого образа нетварного фаворского света преобразившегося Христа – Солнца и храма, как образа гармонично устроенного, просвещенного Божественным Словом мира. Хорошо сохранившиеся настенные росписи, изображающие св. Апостолов и эпизоды из земного служения Христа, образуют смысловое единство –– своеобразную притчу о пути возвращения человека к своему Творцу и Спасителю.  Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь, 1901. С. 562––563. Справочная книга по Тверской епархии на 1915 год. Тверь, 1914. С. 424––425
Банковские реквизиты: АКБ Сбербанк РФ ИНН 7707083893 БИК 042809679 Рас.сч. 47422810563079921000 кор.сч.30101810700000000679 Тверское ОСБ8607 Пласт.карта 4276863010138873 л.сч 40817810663076022896 Юрий Иванович Беляков 8607/0007 Почт.адрес: 172025 Тверская обл. Торжокский район, п/о Мирный с.Спас настоятелю Белякову Георгию Ивановичу. Тел.: 8 910 640 2242