Великое освящение храма в честь Преображения Господня

29 августа 2021 года в праздник перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа (в народе — Спас Нерукотворный) митрополит Тверской и Кашинский Амвросий посетил наше село Спасс (Спас-на-низу) Торжокского района. Архиерей совершил великое освящение храма в честь Преображения Господня и Божественную литургию. Владыке сослужили благочинный Торжокского церковного округа протоиерей Николай Алексеев, настоятель храма протоиерей Георгий Беляков, и.о. настоятеля Воскресенского собора иеромонах Агапит (Евдокимов), руководитель административного секретариата священник Сергий Будков, священник Филипп Исломов.

Праздник 29 августа посвящен событию перенесения Нерукотворного Образа Спасителя из Едессы в Константинополь, которое произошло в 944 г. По преданию, во времена проповеди Спасителя в сирийском городе Едессе правил царь Авгарь, который был поражен по всему телу проказой. Услышав о чудесах Христа он послал с письмом ко Господу в Палестину своего живописца Ананию, поручив ему написать изображение Божественного Учителя. Но в Иерусалиме Анания не мог подойти к Нему из-за большого стечения людей. Спаситель сам подозвал его, передал для Авгаря письмо, в котором, отметив веру правителя, обещал прислать Своего ученика для исцеления от проказы и наставления ко спасению. Потом Господь умыл лицо, отер его убрусом (полотенцем), и на нем запечатлелся Его Божественный Лик. Убрус и письмо Спасителя Анания принес в Едессу. Авгарь исцелился, но часть следов болезни оставалась на его лице до прихода обещанного Господом ученика, который крестил уверовавшего Авгаря и всех жителей Едессы. Прошло много лет, и жители забыли о святыне. Однако при осаде Едессы (545) епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и повелела достать из замурованной ниши Образ, который спас город от неприятеля. В 944 г. император Константин Багрянородный с великими почестями перенес Нерукотворный Образ Спасителя и письмо Авгарю в Константинополь.

Появление православного храма в погосте Спас-на-низу связано с возникновением села  в XI–XII вв. Само название погоста происходит от посвящения церкви. Один из приделов Спасской церкви посвящен Успению Божией Матери.
Во время освящения церкви митрополит Амвросий с духовенством обнесли крестным ходом вокруг храма часть мощей священномученика Фаддея (Успенского), архиепископа Тверского, которая после окропления храма святой водой и помазания стен миром была вложена в основание престола новоосвященного храма, а также в освященный антиминс.

После завершения чина освящения храма было провозглашено уставное многолетие.

На Литургии, после чтения Евангелия, митрополит Амвросий обратился к собравшимся в храме с проповедью:

Ученикам Господь говорит, что чудо не произошло из-за их неверия. О каком неверии Он сказал? Вряд ли они не верили в чудеса. Скорее, совсем наоборот — они удивились, когда ничего не произошло. Возможно, однако, что они слишком увлеклись чудесами, слишком поверили в свои собственные силы, в возможность повелевать стихиями. И как будто позабыли о том, что всё находится в руках Божиих. Что чудо есть нечто необычное, выходящее за рамки естественного хода событий. Что чудо не всегда обнаруживается нашими чувствами, но открывается лишь чистому сердцу. Так и мы порой увлекаемся чудесами, ищем скорее их, а не Самого Господа Бога. А не находя чудесного — теряем и веру в Творца и Спасителя. 

Молитва и пост, которые предлагает Господь Иисус Христос Своим ученикам, — это прежде всего делание, посвященное Богу, средство для общения с Ним, обращения к Нему, проявление нашей веры в Него. Хотя дорогие нашему сердцу тексты и наполнены рассказами о чудесах, не стоит обманываться и искать прежде всего их. Не чудеса в Евангелии главное. Мы, люди, склонны рассказывать прежде всего о необычном, о поражающем, а не о повседневном и обыденном. И последнее встречается гораздо чаще в нашей жизни, но не попадает в наши книги. 

Однако именно обычное время есть время подвига, время молитвы, время поста, время общения с Богом. Время, которое мы можем провести или в общении с возлюбившим нас Богом, или же в поисках необычных событий и происшествий, за которыми мы можем так и не обнаружить Того, Кто Сам ищет нас и желает принять в Свои объятия».

Архипастырь подписал антиминсы для центрального освященного престола в честь Преображения Господня и для северного придела в честь великомученика и целителя Пантелеимона.

Во время Херувимской песни митрополит Амвросий помянул о здравии и об упокоении тех, за кого на сайте епархии были поданы онлайн-просьбы о поминовении на год, полгода, 40 дней и на Литургию сегодняшнего дня.

После Литургии настоятель храма протоиерей Георгий Беляков поблагодарил главу митрополии за молитвенное посещение прихода. Архипастырь поздравил прихожан и гостей с торжеством освящения храма:

Я посещаю храмы нашей епархии, некоторые из них освящаю и не перестаю удивляться талантам наших предков, которые создавали такие шедевры. И одновременно не перестаю возмущаться безумием тех людей, которые всё это потом разрушали, пытаясь самоутвердиться на том, что им не принадлежит, и пытаясь победить Того, Кто является Источником их жизни и Источником их сил. И конечно же, эта безумная война человека с Богом закончилась фиаско и для людей, борющихся с Богом на протяжении XX столетия, и для нашего общества, потому что даже то оставшееся, что мы видим сейчас в храмах, — является свидетельством удивительного духовного и материального богатства нашего народа. Этот храм, как и многие другие храмы России, предстает перед нами пока еще в далеко не завершенном виде и требует много сил и средств для восстановления. При этом его, как и многие другие, можно назвать самой настоящей визитной карточкой России. Ни Москва, ни Петербург, которые в каком-то смысле являются отдельными государствами в нашей стране, а именно регионы, которые зияют многочисленными ранами, являют собой лицо нашей истории и нашего подлинного, а не декоративного состояния. 

У каждого поколения есть свои задачи и призвания, и это призвание определяет Бог, не всегда это зависит от самого человека. Когда в начале ХХ в. произошло безумие государственного разрушения и устоев России, народ пошел в большинстве своем, к сожалению, по пути разрушения и шел этим путем десятилетия. Тот остаток, который во множестве своем явила Церковь в нашем Отечестве, пытался всё сохранять, что было сделано и материального и духовного, но стал одновременно и добровольной жертвой Богу за свою веру и свои убеждения. Поколение наших дедушек и бабушек пережило Великую Отечественную войну, они защищали наше Отечество от врагов, которые пытались установить новый мировой порядок на всей земле. Главной целью была выбрана наша необъятная, огромная и богатая своими ресурсами страна. Эти люди воевали, десятки миллионов положили жизни свои за нашу землю, а затем наступило восстановление. Но оно проходило без Бога. И в результате и это восстановление завершилось бесславно, несмотря на всё то положительное, что было в Советском Союзе, несмотря на остатки христианского воспитания, которое имели потомки верующих людей. При этом для многих это время было действительно счастливым, кто-то испытывает ностальгию. Но поскольку это время вновь было временем богоборчества, оно так же бесславно и закончилось. 

И вот нашему поколению Господь определил собирать камни. Мы не ставим перед собой тех задач, которые ставили в свое время руководители СССР, имея на то и возможности и средства, хотя и сегодня этих возможностей и средств в нашей стране достаточно много. Мы молим Бога о том, чтобы Он помог нам, и просим Его о том, чтобы люди пришли в познание истины, чтобы они, наконец, очнулись от сна греховного, в котором пребывали на протяжении многих десятилетий, и поняли, что без Бога не только спастись невозможно, но и обычного, земного человеческого счастья не построить. И даже там, где изобилие всего, миллионы и миллиарды, огромные возможности, — там люди в большинстве своем несчастны, подчас ведут разрушительный образ жизни для самих себя и нередко прерывают свое земное бытие по своему собственному произволению, не находя смысла, радости, изюминки в этом земном бытии, несмотря на все колоссальные материальные возможности. Это происходит тогда, когда человек живет без Бога. А когда с Богом человек, то и в скромности, а иногда и в бедности, в которой, к сожалению, живет часть нашего российского общества, человек чувствует себя счастливым. Бедность — не добродетель, так же как и богатство — не порок. Но порочными мы становимся тогда, когда уходим от Бога, и добродетельными тогда, когда к Богу приближаемся, независимо от достатка, независимо от положения в обществе. Не нужно считать, что богатство порицаемо, а бедность освящается. Человек может и способен пользоваться этим даром, который у него есть, но употреблять должен его во благо другим людям, для прославления Творца и освящать всё верой в Бога, Который всё это ему дает, и отдавать Ему хотя бы часть из того, что он получил сам в этой жизни, благодаря или воле, или, возможно, попущению Божию. Я очень надеюсь, что найдутся и те люди, которые когда-то поймут, что личное богатство, которым они обладают, они получили именно от Того, Кто является источником всего в мире, и отдадут хотя бы часть Тому, Кто дал им это богатство. Всё, что мы имеем, — это не наше, это всё Божие. 

Я очень надеюсь, что через какое-то время этот храм вновь предстанет в благолепии. Но это не первая и не самая важная цель, а самая важная цель — чтобы в этом храме были люди, чтобы они молились здесь, чтобы они друг друга знали, чтобы они друг другу помогали, друг друга поддерживали, своими иными возможностями помогали решать и подчас кажущиеся нам простыми и малыми, но для отдельных людей очень сложные ситуации, в которых человек оказывается, — помогали словом, делом, молитвой, участием, улыбкой, а если возможно, то и материально. И конечно же, в первую очередь были общиной во Христе, жили подлинной евхаристической жизнью.

Сегодня часть прихода причащалась, и это замечательно. Но мне хотелось бы пожелать всем вам, дорогие братья и сестры, то, что я желаю обычно на каждом приходе, когда посещаю его: пожелать, чтобы вы всегда питались от Таинства Святой Евхаристии. Нужно стереть странные стереотипы, удаляющие совершенно искусственно человека от соединения со Христом в Таинстве Святого Причастия. Если вы соблюдаете среду и пятницу и все многодневные посты, ничто не мешает вам причащаться каждую Литургию. Читайте правило и причащайтесь. Для правила не нужно много времени. Если вы не соблюдаете постов и постных дней, то поститесь перед Причастием, но всё равно причащайтесь в воскресные и праздничные дни, всякий раз, когда вы в церкви. Вчера закончился пост, но это не является препятствием для причащения сегодня. Каждый, кто постился в Успенский пост в меру сил своих, мог и сегодня подойти ко Святой Чаше, несмотря на то, что вчера был непостный день, ведь не этой мерой измеряет достоинство Господь. Это наша какая-то мнимая, земная, несовершенная и очень странная мера. Господь смотрит прежде всего на сердце человека, а сердце должно устремляться ко Христу. Если вы любите Бога, вы не можете не подойти к Нему, не можете не соединиться с Ним в Таинстве Святого Причастия. Поэтому уберите все формальности, придуманные и, к сожалению, иногда транслируемые в том числе и нашими священниками, и в любви к Богу, со страхом, верою и благоговением приступайте к Таинству Святого Причастия. Литургия совершается не для священника и не для того, чтобы она просто совершилась, а для людей, которые приходят на святую Литургию, и Господь всякий раз освящает приносимые Ему хлеб и вино и благодатью Святого Духа прелагает их в Свои Пречистые Тело и Кровь для того, чтобы все пришедшие в храм соединились со Христом и имели жизнь вечную. Вот эту жизнь вечную я и желаю получать всякий раз каждому из вас».

После богослужения архиерей преподал в благословение каждому прихожанину иконку Преображения Господня с молитвой о завершении восстановления Спасо-Преображенского собора, а также каждому раздал антидор. Участники молодежного хора под руководством Феодоры Фаерман поздравили митрополита Амвросия с годовщиной служения на Тверской кафедре и подарили букет белых роз.

После Божественной литургии митрополит Амвросий в сопровождении протоиереев Николая Алексеева и Георгия Белякова посетил могилу сына настоятеля Преображенской церкви протоиерея Георгия — Вячеслава, ушедшего в мир иной в 19-летнем возрасте от тяжелой болезни. Вместе с отцом и братьями почившего владыка пропел «вечную память». Затем архипастырь посетил место упокоения А.А. Воскресенского — учителя и наставника выдающегося русского химика Д.И. Менделеева. У его могилы также была пропета «Вечная память».

Митрополиту Амвросию за Божественной литургией сослужили: протоиерей Николай Алексеев, протоиерей Георгий Беляков, иеромонах Агапит (Евдокимов), священник Сергий Будков, священник Филипп Исломов, диакон Иоанн Зорин, протодиакон Роман Соколов, иеродиакон Геласий (Чистяков), диакон Олег Волошин.

На богослужении пел молодежный хор Тверской епархии под руководством Феодоры Фаерман.

***

В Писцовых книгах 1626 г. в погосте Спасском упоминаются две деревянные церкви: в честь Преображения Господня (теплая) и в честь Успения Пресвятой Богородицы. Документы Тверской духовной консистории 1700 г. называют в Преображенской церкви еще престол в честь Николая Чудотворца, а 1761 г. в Успенской церкви — в честь преподобного Александра Свирского. Упоминание этого престола связано с перестройкой Успенского храма в камне. В 1785 г. из обветшавшей деревянной Преображенской церкви в каменную Успенскую был перенесен престол в честь святителя Николая Чудотворца, а в мае 1793 г. по инициативе прихожан и священников Якова Михайлова, Михаила Тимофеева и Василия Иванова, с благословения архиепископа Тверского и Кашинского Иринея началась фундаментальная перестройка Успенской церкви, которая привела к возведению в 1804 г. нового храма. В нем были освящены 4 престола: в летней, холодной части в честь Преображения Господня (главный, центральный) и два по краям — в честь Успения Пресвятой Богородицы (южный) и святого Александра Свирского (северный); в теплой, зимней части (в притворе) — в честь святителя Николая Чудотворца. Эта церковь является основой современного здания, последующие этапы созидания храма связаны с ее расширением и частичными перестройками.

В 1848 г. был значительно расширен притвор, к колокольне пристроена паперть с выходами на две стороны.

В 1851–1853 гг. церковь была обнесена каменной оградой с четырьмя башенками.

В 1856 г. вдоль западной стены холодной части храма были построены обширные хоры, сделан новый большой иконостас, стены украшены росписями, престол в честь Александра Свирского был переосвящен в честь святой Параскевы Пятницы.

В 1859 г. был надстроен еще один ярус колокольни, которую увенчал высокий винтообразный шпиль.

В 1872 г. в результате значительной перестройки обеих частей храма его площадь увеличилась почти вдвое, и он принял свой современный облик.

В 1888 г. в южной стороне теплой церкви был устроен престол в честь святого великомученика Пантелеимона и святых великомучениц Варвары и Параскевы.

С 1848 г. и до конца XIX в. все значительные перестройки храма и ремонтные работы в нем проходили благодаря попечительству местного дворянина Евгения Сергеевича Карамышева и его жены Елизаветы Васильевны.

Поэтапность возведения храма отразилась на его облике, вобравшем черты нескольких архитектурных стилей. Вместе с тем всё здание представляет собой совершенно органичное целое, гармонично вписанное в окружающий ландшафт. Оно сохраняет главные структурные особенности архитектуры православных храмов.

Особый интерес представляет ориентация церкви на точку восхода солнца в самый длительный световой день — 22 июня. В этот день восход светила виден через центральное окно алтаря с амвона святилища. Лучи солнца освещают расположенную над хорами фреску, изображающую Христа в окружении детей. В этот же день заход солнца наблюдается через северные ворота. В самый короткий световой день — 22 декабря — восход солнца виден в южные врата храма, а его заход можно наблюдать из центрального придела через западные ворота и окно паперти. В основе такой ориентации храма лежит символическое понимание солнечного света как видимого образа нетварного фаворского света преобразившегося Христа — Солнца и храма как образа гармонично устроенного, просвещенного Божественным Словом мира.
Другие многочисленные фотоматериалы можно посмотреть на Яндекс Диске и фотогалерее  сайта Тверской Митрополии.

Также можно посмотреть 1-ю и 2-ю части видеофильма Обновление храма и Освящение Престола митрополитом Амвросием, также и 3-я часть Литургия с комментариями Светланы Кузнецовой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *