Братья и сестры заканчивается Страстная седмица – последняя неделя перед Пасхой.
В православной Церкви это самая важная неделя всего года, а такое название она имеет потому, что посвящена воспоминаниям последних дней земной жизни Спасителя: Его страданий, крестной смерти и погребения.
Дни Страстной седмицы называются Великими.
Страстная Седмица – это уже не Великий пост, хотя пост в эти дни соблюдается особенно строгий.
В первые три дня Страстной седмицы Церковь подготавливала верующих к сердечному соучастию в Крестных страданиях Спасителя.
» Страстная Седмица – это уже не Четыредесятница и даже не Великий Пост – это отдельное время. Можно сказать так:
- Четыредесятница (первые 40 дней) – это время, когда мы идём навстречу к Богу.
- Страстная Седмица – это время, когда Господь идёт навстречу нам.
Идёт через страдания, через арест, Тайную Вечерю, Голгофу, сошествие во ад и, наконец, к Пасхе Он преодолевает последние преграды, которые отделяют нас от Бога. » (Протодиакон Андрей Кураев)
«Мир можно перевернуть. Только для этого нужна точка опоры.
«Перевернуть» не значит «вертеть», «подбрасывать», играть, как мячиком.
Мир нужно однажды перевернуть и поставить на ноги, потому что у большинства он стоит в неестественной позе – на голове…
Внутренний мир нужно перевернуть, так, чтобы главное стало главным, а второстепенное – второстепенным.
Перевернуть, чтобы расставить правильно акценты и определить главные цели. Иначе всю жизнь придется заниматься вещами, чья стоимость определяется в странных единицах – «выеденное яйцо».
Точка опоры – Бог.
Розанов говорил, что вся его жизнь сужалась, как воронка, стремилась к одной точке, которая – Бог. А потом из этой точки жизнь опять расширялась и росла, но уже в другом качестве.
Как в Евангелии: Христос – Дверь. Ты идешь к Нему, приближаешься, сужаешь перспективу, а потом: «и войдешь, и выйдешь, и пажить найдешь»
Пройдя сквозь Дверь, находишь новый мир, который шире того, что остался за спиной.
Точка входа – Бог.
Он же – точка опоры для внутреннего переворота…
Страстная неделя, предваряющая Пасху Христову, это не седьмая неделя поста.
Это – Пасха Страстей.
За эти малые дни человеку предстоит сердечно прилепиться ко Христу в те самые Его земные дни, когда Он был особенно одинок.
Мы словно пробуем исправить то, что уже было. Тогда даже апостолы думали о земном, о приобщении к славе и просили у Спасителя разрешения сесть по правую и левую Его руки.
Тогда люди резали ветви и снимали одежды, чтобы постлать их под ноги осленку.
Но Он-то знал цену этим хвалебным восклицаниям! Он же видел, как далеко отстоят сердца даже учеников от грозно приближающегося исполнения пророчеств.
Так что же мы?
Неужели мы и сегодня будем в полдуши и в полверы петь лицемерные Осанны, думая только о себе и о своем, а не о Нем? …»
В дни Страстей нужно стремиться к тому, чтобы думать только о Нем, помнить о Нем и забывать о себе.
Как бы ни получилось, пробовать и стремиться надо.
Для этого чтение Евангелия и Псалтири, но самое лучшее, если возможно, ежедневное посещение всех служб.
И каждая служба посредством чтений скажет сердцу о том, что ты не имеешь права отделять себя от виновников и участников Самой Великой Трагедии мира.
Ты тоже там – в толпе людей, наполняющих внутреннее пространство Великого Понедельника, Великого Вторника, Великой Среды…
В Понедельник прочли об Иосифе, и ты в очередной раз понял и почувствовал, как опасна зависть и как велико целомудрие.
Во Вторник Христос обличал книжников, а вместе с ними и тебя, потому что ты тоже втайне гордишься знанием и опытом, и считаешь себя лучших всего прочего мира.
В Среду Иуда спросил: «Что мне хотите дать, и я вам предам Его?». А в это время блудница, не боясь неоправданных трат, вылила на Тело Христа большой сосуд мира.
И ты ужаснешься этой связи Священной истории с деньгами. Бесценный продается за стоимость простого раба, а куча денег тратится непрактично, из одной любви, и это угодно Богу.
Ты ужаснешься, потому что «корень всех зол – сребролюбие», и кто дерзнет сказать, что этот корень не растет и в его душе?
Поэтому в Четверг, когда апостолы, в ответ на Христово «один из вас предаст Меня», спрашивали в страхе: «Не я ли, Господи?», ты тоже спросишь, дрожа: «Не я ли?»
Верить себе нельзя, и ты причастишься, по-особому чувствуя слова: «ни лобзания Тебе дам, яко Иуда»
В Пятницу мы плакали. И на Часах, и на выносе Плащаницы, и на Чине Погребения. Самая лучшая проповедь в этот день – «Плачьте, люди! Сегодня Он умер за нас!»
Сегодня в Субботу будет тихо-тихо. Потому, что Он – во Гробе. Но душа Его в это время в аду сокрушает замки и запоры.
Суббота – день выхода душ из плена и ада. Это уже Пасха, хоть и не все об этом знают.
А в Воскресенье ночью мы поймем смысл жизни. Да-да, ни больше, ни меньше. У Жизни есть смысл и есть имя. Имя Жизни – Иисус Христос. Он жив, Он рядом, и если ты любишь Его, то слова заканчиваются.
Только потом эту ошеломительную радость нужно будет спрятать на донышко бездонной души, как главное сокровище, и выстраивать свою жизнь в соответствии с полученным опытом.
Ты вкусил и видел, яко благ Господь. Теперь не пропускай воскресные дни без молитвы в храме, исполняй заповеди, молись искренно, замечай Его следы на пыльных путях повседневности.
Это точка опоры. Не упустить бы шанс.
Кто выплакал душу на Страстной седмице, и наполнился силой и пением на Светлой, тот на вопросы о смысле жизни улыбается теплой улыбкой, а глаза у него в это время искрятся.»