С праздником Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня!

 27 сентября (14 сентября ст ст), двунадесятый праздник — Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

«Происхождение праздника связано с торжеством христианства при Kонстантине Великом (IV в.), который воздвиг на месте Голгофы и Гроба Господня храм Воскресения. Это место с первых лет существования Церкви привлекало христианских паломников, но в начале II в. император Адриан, враждебный как к иудейству, так и к христианству, решил уничтожить все следы обеих неугодных ему религий. Он полностью перестроил Иерусалим, назвав его Элией Kапитолиной, срыл Голгофский холм, засыпал пещеру святого Гроба и соорудил там храм Венеры.

Kогда император Kонстантин принял христианство, он приказал снести капище и начать раскопки на святом месте. Так была обнаружена пещера Гроба Господня. Император снабдил иерусалимского епископа Макария средствами для возведения над пещерой храма.

Через некоторое время Палестину посетила престарелая мать Kонстантина — Елена. Предание связывает обретение орудия искупления именно с равноапостольной царицей Еленой. Царица искала Kрест и нашла его зарытым в землю близ Голгофы. Чтобы удостовериться в его подлинности, на святыню положили мертвеца, и он ожил. После того патриарх воздвиг (то есть восставил, поднял) Kрест над молящейся толпой. В честь этой святыни и был установлен праздник Воздвижения Kреста. Накануне, во время всенощного бдения (после Великого славословия) священник выносит изображение Kреста на середину храма. Есть обычай совершать «чин воздвижения Kреста», при котором священник поднимает его на четыре стороны света при пении «Господи, помилуй». В день Воздвижения Kреста Господня установлен пост.»

Статью о двунадесятых праздниках можно прочитать здесь

Небольшая проповедь св. Феофана Затворника в день Воздвижения:

«А ныне Креста Господня воздвижение. Тогда воздвизали крест на возвышение, чтобы весь народ увидел и воздал ему честь. В воспоминание о сем ныне в храмах воздвигается крест в монастырях. Но все это внешнее. Есть духовное воздвижение креста в сердце. Бывает оно, когда кто твердо решается на самораспятие или страстей своих умерщвление, которое столь существенно в христианах, что, по апостолу, те только и Христовы суть, кои распяли плоть свою со страстьми и похотьми. Воздвигнув в себе крест сей, христиане и держат его воздвиженным всю жизнь свою. Так ли это, да вопросит себя всякая душа христианская и да внемлет, какой ответ даст совесть ее в сердце. О, не буди нам услышать: “Вы только плоти угодие творите в похоти, крест у вас не воздвигнут, сброшен в яму страстей и там гниет в небрежении и презрении!” Когда Господа сняли со Креста, Крест остался на Голгофе, а потом его сбросили в бывшую там яму, куда бросали сии орудия казни вместе со всяким другим сором. Скоро Иерусалим был разорен и все здания его сравнены с землею. Засыпанною оказалась и яма, где брошен Крест Господень. Когда город восстановили язычники (иудеям запрещено было и приближаться к месту, где он был), случилось так, что на том месте, где скрыт был Крест Господень, они поставили идола Венеры, языческой богини блуда и всяких похотей. Враг так внушил им.

Так же бывает и с внутренним нашим крестом. Когда враг разорит духовный строй в душе, сей наш мысленный Иерусалим, тогда и крест духовный сбрасывается с высоты Голгофы сердечной и заваливается хламом сластей и похотей, и похотное самоугодие, как башня, возвышается над всем внутренним миром нашим, и все в нас поклоняется ему и его мановениям последует, пока не озарит благодать, не воодушевит свергнуть сего идола и воздвигнуть крест самораспятия.»

Сжатая информация о празднике (история, иконография, тропарь с акафистом, слова свв. отцов и проповеди наших дней).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *